- Олег, Вас смело можно назвать революционером спортивной фотосъемки. Как Вам удалось найти верный формат съемок хоккейных матчей?
В спортивной фотосъёмке невозможно совершить революцию. Всё уже когда-то кем-то было снято. Не является революционным и формат, в котором работаю я – совмещение художественной и спортивной фотографии. Мне самому нравятся работы зарубежных фотографов, снимающих именно эстетику спорта, а не только фиксирующие голы и нарушения правил. Я просто адаптировал художественный стиль к съёмке хоккея с мячом. Получилось необычно и непривычно для широкой аудитории, но, повторюсь, в мире спортивной фотографии такая подача материала не является чем-то новым.
- Слышала от Ваших консервативных коллег - фотографов, что Вы нарушаете каноны обработки фотографий. Но в итоге, результат получается потрясающий. Поделитесь формулой создания фотошедевров.
Формула проста: свет, цвет, композиция и момент. Изменением экспозиции или контраста не спасти изначально неудачные фотографии. Но если ещё при съёмке в кадр был заложен эстетический потенциал, то обработкой его можно полностью раскрыть.
- Очень большое внимание в съемке Вы уделяете деталям, обычным, казалось бы вещам, которые иллюстрируют самую суть хоккея с мячом: перемотанная лентой клюшка, лезвие конька, ну и даже просто малиновый мяч на льду… Все это персонажи одного большого действа. Как Вам удается вновь и вновь открывать новых «героев»?
Надо просто внимательно смотреть вокруг любопытным взглядом, следить за светом, стараться правильно расставлять приоритеты во время съёмки и не бояться пропустить важный эпизод на поле, пока пытаешься снять какую-то второстепенную деталь. Голы, нарушения и розыгрыши угловых попадут в объектив ещё много раз, а шанс сделать кадр с бликом на лезвии конька или сломанной и выброшенной клюшкой может быть уникальным.
- Ну и, конечно, Вы мастер поймать эмоцию… Это и азарт игрока, и волнение тренера, и радость от забитого гола. Эти фотографии хочется просматривать снова и снова. Каковы составляющие успешной фотоохоты?
Отвечу словами, которые я когда-то сам услышал в интервью американского фотографа Брюса Беннетта, десятки лет снимающего НХЛ. На вопрос о том, что же он в итоге считает самым важным в хоккейной фотографии, он незамедлительно ответил «глаза, это всё про глаза». Это одна из самых значимых мыслей, которую я в своё время усвоил и стал применять в своих съёмках.
- Есть ли среди игроков «Водника» те, кого вам нравится снимать больше других? Почему?
И среди игроков «Водника», и среди игроков других команд я отмечу хоккеистов, которые на поле не скрывают своих эмоций. Это легко заметить хотя бы по тому, насколько ярко и открыто игроки празднуют забитый гол. Судя по трансляциям, в той же Швеции или Финляндии хоккеисты гораздо более открыты в проявлении эмоций. Не знаю с чем это связано. Одним только серьёзным профессионализмом игроков это не объяснить, ведь в других видах спорта празднование гола – это вполне привычный элемент шоу. Но если отвечать именно про «Водник», то я выделю в этом плане Артёма Шеховцова и Павла Пожилова.
- Вы практически никогда не повторяетесь, находите все новые и новые сюжеты и оттенки игры. Где черпаете идеи? Какова Ваша философия вдохновения?
Я уже много лет подписан в соцсетях на лучших мировых спортивных фотографов. Каждый день в ленте я просматриваю их новые работы, отмечаю для себя какие-то особенности, постоянно повышаю свой визуальный опыт, а затем стараюсь этот опыт интерпретировать.
О таком подходе к работе очень хорошо написал в своём бестселлере «Кради как художник» американский автор Остин Клеон. «У людей есть один чудесный недостаток — мы неспособны делать идеальные копии. Именно благодаря тому, что мы не можем полностью скопировать своих героев, мы обретаем собственную жизнь. Так и происходит наша эволюция.»
- Какими качествами должен обладать успешный спортивный фотограф?
Если успех измерять материально, то это могут быть любые качества, позволяющие получить хороший контракт и быть востребованным. Если говорить о профессиональных качествах, то отмечу глубокое понимание вида спорта, полный нейтралитет к происходящему на поле, и, самое важное, уважение к игрокам и зрителям, которое должно проявляться в достойном уровне публикуемых работ.
- Как вы готовитесь к матчам? Есть ли у Вас заранее намеченный «сценарный план» съемки?
Перед каждым матчем я обязательно анализирую составы команд, запоминаю номера ведущих игроков, фотографии которых планирую сделать. Это могут быть самые результативные хоккеисты текущего сезона, просто знаменитые и заслуженные мастера, либо игроки вокруг которых в данный момент есть какой-то новостной фон. Также я просматриваю записи последних игр этих команд, отмечаю для себя какие-то характерные особенности: как они проводят раскатку после исполнения гимна, как собираются командой у ворот перед началом матча, где чаще останавливаются после забитого гола.
- Как Вы оказались на матчах по хоккею с мячом?
Осенью 2018 года появилось желание поснимать спортивные соревнования. Кроме «Водника» в нашей области нет других профессиональных клубов, и я решил, что стоит поработать именно на хоккее с мячом. Подал заявку на аккредитацию, и через пару недель приехал на первый матч сезона 2018/19 с «Енисеем». Сейчас может показаться удивительным, но до того момента я никогда не видел хоккей с мячом вживую, ничего не знал про сами команды, и приехав в Архангельск, смог найти стадион «Труд» лишь по навигатору в машине. Только некоторое время спустя пришло понимание, на матче каких двух легендарных команд мне довелось дебютировать. К сожалению, следующую встречу «Водника» и «Енисея» в Архангельске пришлось ждать больше года, но к съёмке этого матча я уже был готов на сто десять процентов.
- Погода на матчах бывает разная. Мешают ли северные суровые условия хорошей съемке? Или это, наоборот, добавляет динамики, иногда драматизма?
За два сезона мне посчастливилось снимать и в 30-градусный мороз, и в туман, и в снегопад, и в проливной дождь, и при штормовом ветре. Сама по себе погода не является проблемой при наличии правильной одежды. Конечно, я пытаюсь максимально использовать в работе все возможности, которые дают необычные погодные условия. Обидно, что в прошедшем сезоне в Архангельске ни один матч Суперлиги не проходил в солнечную и ясную погоду или на закатном солнце, потому что в таких условиях можно сделать невероятный по красоте репортаж.
- В чём ещё сложности съемок хоккея с мячом?
Если выделить самую большую сложность, то я назову отсутствие красивого и чистого фона. В спортивной фотографии очень важны ракурсы с фоном, на котором нет отвлекающих элементов. Заборы, гаражи, мусорные контейнеры, вывески, запасные ворота, какие-то элементы инфраструктуры стадиона по периметру поля, незаполненные с краёв трибуны – всё это способно испортить даже самые замечательные по основному содержанию кадры. Из-за визуально шумного фона очень часто приходится отбраковывать кадры с отличными игровыми моментами.
- Вы знаете, что у вас появились подражатели, последователи…и не только в Архангельске. Как вы к этому относитесь? Обращается ли кто-то у Вам из фотографов за советом и помощью?
Я регулярно просматриваю работы других хоккейных фотографов, стараюсь не пропускать ни одного репортажа. Думаю, если у кого-то из них возникло бы желание повысить качество своих работ, то вряд ли ориентироваться стоило бы на меня. Лучше было бы просто изучить соцсети зарубежных спортивных клубов, оценить контент, который они содержат, сравнить увиденное со своими работами и сделать правильные выводы. В любом случае, я никаких изменений в том, как у нас показывают хоккей с мячом, не заметил.
- А кто для Вас авторитет в фотографии?
Для меня безусловно лучшими в мире фотографии являются два человека – британец Даррен Хит и чех Владимир Рыс. Оба снимают автоспорт на абсолютно запредельном уровне.
- Какую технику используете при съемке хоккея?
Снимаю на фикс-объективы Canon L-серии. За два года собрал неплохой парк оптики, с которым мне комфортно работать на хоккее. Есть желание обновить камеру и докупить светосильный телеобъектив, но останавливает то, что съёмками хоккея с мячом затраты на покупку такой техники не окупить даже за несколько сезонов.
- Участвовали ли Вы с Вашими работами в каких-либо российских и международных конкурсах?
В конкурсах я не участвовал. Просто не представляю, как бы смог конкурировать с фотографами, регулярно и профессионально снимающим крупнейшие мировые спортивные события.
- На стадионе «Труд» в Архангельске несколько Ваших работ представлено для всеобщего обозрения. Вам важно, чтобы люди видели Ваше искусство?
Да, это был отличный опыт, было приятно увидеть свои работы в напечатанном виде. Я также рад, что мои репортажи нашли положительный отклик в соцсетях. Особо хочу отметить слова благодарности за хорошую работу от самих хоккеистов, причём из совершенно разных клубов страны. Это невероятно здорово как с профессиональной, так и с человеческой точки зрения.
- Снимаете ли другие виды спорта? Если да, то какие и почему?
У меня есть цель, ради которой я вообще начал снимать хоккей с мячом – собрать качественное портфолио, необходимое для получения аккредитации на съёмку Формулы-1. Но пока я полностью сконцентрирован на хоккее с мячом.
- Каков Ваш главный принцип в работе? Или по – другому сформулирую… Ваша миссия?
Помимо достижения собственных целей, я просто хочу показывать хоккей с мячом на том уровне, которого достоин и сам этот вид спорта, и люди, живущие им.
- Ну и ваш прогноз, как болельщика… Как Вы думаете, каким будет новый сезон для «Водника»?
Стараюсь не смотреть на хоккей с мячом с позиций болельщика. Просто надеюсь, что игры, на которых мне удастся поработать, получатся зрелищными, а для игроков «Водника» и всех остальных команд сезон пройдёт без травм.
ОЛЕГ СИДОРОВ: «Шанс сделать кадр с бликом на лезвии конька … может быть уникальным!»
7 июля 2023